В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать картинку перестает быть возрастной нормой и начинает тревожить внимательных родителей. Ошибочно полагать, что консультация учителя-дефектолога бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.
К учителю-дефектологу нужно обратиться в следующих случаях:
в 7-8 месяцев малыш не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где мама? Папа?»
в 1 год ребенок не произносит 8-10 слов типа «пи-пи», «на», «дай». При прохождении планового медосмотра в 1 год у него установлено снижение слуха, отклонение в тонусе мышц, укороченная подъязычная уздечка (ребенок не может высунуть язык изо рта), нарушения прикуса (верхняя или нижняя челюсть выдвинуты излишне вперед или западает);
в 2 года ребёнок не разговаривает;
в 2,5 года нет простых фраз, например, «дай ам» (дай есть), «мама ди» (мама иди);
к 3 годам неправильно воспроизводит простые повторения типа «тук-тук, тук-тук»;
в 3 года у ребёнка наблюдается повышенное слюноотделение (при разговоре не сглатывает слюну);
к 3 годам не может выполнить простые движения губами, языком (удержать улыбку 5 секунд, вытянуть губки вперед «трубочкой», высунуть язык изо рта и удержать);
после 3 лет продолжает сокращать слова из двух-трех слогов (машина – «сина», каша – «ася»);
после 3 лет малыш не изменяет слова по падежам, в роде, числе;
к 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова («п» — «б», та — да, мишка – миска, крыса – крыша);
ребёнок при разговоре просовывает язык между зубами, часто сидит с открытым ртом, говорит гнусаво (причиной могут быть аденоиды), не проявляет познавательной активности, отказывается от речевых игр, говорит вяло и неэмоционально;
если в 4 года у ребенка очень низкий словарный запас (в норме — около 2000 слов), он не может запомнить четверостишье, рассказать о каких-то событиях (при этом ошибки в предложениях и произношении звуков «ш», «ж», «ч», «щ», «р», «л» являются нормой);
в 4,5 года нарушено произношение многих групп звуков (кроме «р», «л», в норме появляются к пяти годам);
ребенок во время речи «проглатывает» звуки, слоги, слова, повторяет несколько раз часть слова, торопиться говорить и запинается;
если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в том числе с сонорными согласными (звуками «р» и «л»), ребенок не может пересказать небольшой текст, составить описание предмета или события, допускает грубые ошибки в предложно-падежных конструкциях.
Учитель-дефектолог в рамках коррекционных занятий в зависимости от потребностей и уже сформированных умений проводит работу по следующим направлениям:
- развитие слуха
*физического: развитие умения различать звуки окружающего мира, различать звуков по громкости, определять источник звука; различать неречевые и речевые звуки
*фонематического: умение правильно слышать и различать речевые звуки
- укрепление мышц артикуляционного аппарата
(подготовка речевого аппарата с помощью специальных упражнений для правильного формирования артикуляционных укладов для основных групп звуков);
- развитие речевого дыхания
(развитие умения контролировать вдох и выдох, развитие их силы и длительности, умения правильно распределять выдыхаемый воздух для формирования нужной громкости речи, соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности)
- коррекция звукопроизношения
(подготовка артикуляционного аппарата, постановка звука, автоматизация в слогах, словах, предложениях; дифференциация звуков - различение схожих звуков, например, ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию)
- развитие лексико-грамматического строя речи
(развитие умения правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами, расширение словарного запаса)
- развития слоговой структуры слова
(развитие чувства ритма, умения воспринимать ритмическую структуру слова, определять ударный слог, умение воспроизводить ритмический рисунок слов в собственной речи)
- развитие связной речи
(развитие умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания, пересказывать с опорой на картинки и самостоятельно)
- развитие движения кистей и пальцев рук
(выработка ловкости, умения управлять своими движениями; пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
при развитии мелкой моторики, активируются зоны мозга, отвечающие за становление детской речи, также повышается работоспособность ребенка, совершенствуется внимание, происходит развитие интеллектуальной и творческой деятельности)
разгарнуць » / « згарнуць