Вот и позади то бессонное время, когда приучали ребенка к навыкам жизни: умению ходить, ездить на велосипеде, пользоваться столовыми приборами, быть опрятным, внимательным, послушным, уметь выражать свои мысли. Счастливые минуты детства заканчиваются, впереди - школьные годы. Уже надо подготовиться к другому периоду жизни, настроиться на подготовку к школе
Одним из важных школьных навыков является навык общения ребенка. Внимательно послушайте своего малыша: на сколько последовательно и точно он может передать услышанное и увиденное. Насколько разнообразна речь оборотами, прилагательными. Прислушайтесь, как ребенок согласует слова в роде, числе, падеже, как использует ударение, правильно ли произносит сложные длинные слова. Не переставляет ли слоги, не пропускает ли их. И, конечно, важно понять, а все ли звуки ребенок правильно проговаривает?
Как проверить?
Попросите ребенка повторить за вами слова, где проверяемый звук стоит первым в слове, например:вагоны, тапочки, самолёт, шоколад, рыбёшка и т.д. Отметьте для себя те недочеты, которые заметили. Может ребенок путает звук или пропускает его, или у него вообще не получается произнести.
Вообще речь ребенка формируется грамматически и фонетически к пяти годам. Если какие-то неточности услышали, их надо поправить, и речь привести к возрастной норме. Родителям бывает трудно прослушать речь ребенка, многие боятся ошибиться, что-то прослушать. В этом случае есть помощники – логопеды, которые проведут полную диагностику, в ходе которой могут обнаружиться нарушения речи различной сложности.
1. Нарушение звукопроизношения одного или нескольких звуков (дислалия). Его можно исправить в домашних условиях после грамотной консультации.
2. Вялый или, наоборот, очень напряженный язычок, плохой нецеленаправленный речевой выдох, сильную расторможенность, плохое внимание и неустойчивую память – то есть, признаки дизартрии. Такие нарушения исправляются под контролем логопеда, с курсом логомассажа, постановкой дыхания и звуков.
3. Недоразвитие всех компонентов речи: лексики, слоговой структуры, звуков, слуха на звуки (диагноз - общее недоразвитие речи). В этом случае надо постараться в течении полутора лет наверстать все пропущенные моменты под контролем логопеда.
Советы
Только усердием, и терпением можно достичь хороших результатов и сформировать новые правильные навыки речи ребенка! Вот некоторые советы, которые помогут настроить речь ребенка на нужный лад.
Учите ребенка рассказывать. Обсуждайте все события из жизни: прогулку по городу, посещение театра, поездку к морю, бабушке, и т.д. Просите составить фотоальбом с описанием каждого события – их можно показать друзьям, рассказывая о событиях. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования! Можно нарисовать эти события, параллельно тренируя моторику руки и эстетические навыки. Слушайте внимательно рассказ ребенка! Важно, чтобы в нем прослеживалась последовательность, развернутостьматериала, правильное согласование слов в роде, числе, падеже. Можно также подобрать картинки или серии, и вместе с ребенком сочинять по ним рассказы. Все это будет способствовать навыкам самостоятельной развернутой речи.
Если ребенку эту работу трудно выполнить, возможно, в этом и есть проблема, с которой до школы вам нужно будет поработать.
Заучивайте с ребенком стихи. Все дети их очень любят и всегда стараются запомнить. В стихах можно закрепить произношение каких- либо звуков, или развивать чувство ритма у детей. Большое внимание уделите загадкам. Отгадывание их активизирует словарь ребенка, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того они тренируют внимание, память и логическое мышление.
Попросите, чтобы ребенок сам придумал загадку и загадал ее вам, а потом и своим друзьям.
Кто, Что и другие. В беседе с ребенком расскажите, что все предметы и явления мира можно назвать словами, которые отвечают на вопросы Кто? и Что?. Все, кто живой, может передвигаться, разговаривать - Кто, всё что неживое - Что. Поиграйте в такую игру. Объясните, что эти предметы могут быть в единственном числе и во множественном (Самолёт - самолёты, облако - облака…) Эти слова могут меняться и в другой форме, например уменьшительно-ласкательной (самолёт - самолётик, Таня - Танечка, стул- стульчик). Необходимо также обращать внимание детей на родственные слова и их значение (Сад - садик, садовник, садовый, сады)
Рассмотрите еще одну категорию слов - «слова - действия». Это то, что умеют делать люди, животные, явления природы. Например: перечислите, что умеет делать змея, кузнечик, воробей, бабушка и т.д. (Кузнечик прыгает, стрекочет; ручей бежит, журчит, звенит)
Можно поиграть в такую игру:
Кто умеет бегать? - Мальчик, кошка, собака, лиса.
А кто умеет чирикать? - Воробей.
Кто как передвигается? – Бабочка - порхает, змея - ползает, рыба – плавает.
Объясните слова: наливает-выливает, запирает- отпирает, сгибает-разгибает и т.д.
Рассмотрите также категорию - «слова-признаки». Подберите признаки к предмету:
Апельсин (какой?) - круглый, оранжевый, крупный, спелый, сочный, сладкий.
Яблоко- (какое?)- кислое, неспелое, червивое, невкусное
Шапка (какая?) – теплая, зимняя, шерстяная
Дети (какие?)- умные, смелые, любознательные.
Слушайте, что бы ребенок правильно согласовывал слова.
Как сочинять рассказы
Подбирая признаки к предметам, ребенок учится отличать одно от другого, тем самым формируются предпосылки для рассказов описательного характера.
Например: У зайца длинные уши, вытянутая мордочка, задние лапы длинные, а передние - короче. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая, зимой - белая, а летом - серенькая.
Учите детей образовывать наречия от прилагательных: чистый - чисто, высокий – высоко. Заяц скачет по полю (как?)- быстро. Кошка мяукает (как?)- жалобно.
Стройте с ребенком предложение, с помощью вопросов расширяйте и уточняйте его: Змея шипит - Какая змея? – Страшная - Страшная змея шипит - Где шипит? - В траве. Страшная змея шипит в траве – В какой траве?- Высокой. Страшная змея шипит в высокой траве. Слушайте, чтобы в речи ребенка правильно использовались предлоги: на, в, под, над, к, по, около, у, с (со), из, из-под, из-за.
Слушаем звуки и слоги
Попробуйте слова разбить на слоги (сколько гласных звуков столько и слогов). Отхлопайте или оттопайте ногой количество слогов. Посчитать количество букв (в коротких словах). Определите первую букву в слове, послушайте последнюю.
Все звуки родного языка, соотнесите с какой-то «картинкой- символом». Ребенок сначала должен слышать «звук», отличать его, и только потом вводится понятие «буква». Например: В-В-В - ветер шумит, У-У-У - поезд гудит, Т-Т-Т - колеса стучат, Ч-Ч-Ч - теплоход и т. д. Нарисуйте эту картинку-символ. Сверху напишите букву. Попробуйте поискать в словах эти звуки. Покажите изображения, в названии которых есть заданный звук. Объясните, что звук может быть в начале, середине, и конце слова. Проговорите варианты.
Учите, отличать ребенка звук от похожего (С-Ш, С-З, Ц-Ч). Подберите слова, объясните значения. Этот момент будет являться тренировкой фонематического слуха ребенка и звуко- буквенного анализа и синтеза.
Тренируем дыхание
Наша речь формируется на выдохе, который должен быть сильным и длительным. Для его тренировки можно использовать все виды музыкальных духовых инструментов, дыхательные игрушки, мыльные пузыри. Важно научить ребенка дуть на кончик языка, высунутый и лежащий на нижней губе. В этом положении дуть через трубочку и плевать.
Гимнастика для языка и губ
Чередование И -У (зубы закрыты, потом зубы разжаты)
«Лопатка». Рот открыт, язык на нижней губе лежит, пошлёпать по нему со звуком «пя-пя-пя», покусать язык в улыбке.
«Качели». Рот открыт в улыбке, движения языка – «вверх- вниз».
«Катушка». Рот открыт в улыбке, язык держится за зубами внизу. Выгибая спинку языка, надо выкатывать язык вперёд.
«Часики». Рот открыт в улыбке; движение языка «влево-вправо» в уголки рта.
«Шишки». Рот открыт в улыбке; движения языка «влево-право», упирая его в щёки.
«Вкусное варенье». Губы намазать вареньем, рот открыт в улыбке, слизывать широким языком слева направо и по кругу. Далее намазать вареньем только верхнюю губу и слизывать широким языком спереди назад, складывая его чашечкой.
«Горка». Рот открыть; язык отодвигать горкой вглубь рта.
Язык поднять наверх, под язык положить карандаш. Кончик языка, упираясь за верхними зубами, стучит «ЧЧЧЧЧЧЧ»
Важную роль в формировании речи играет развитие внимания, памяти, мышления ребенка. Подберите соответствующие упражнения с учетом возраста. Не забывайте про моторику рук: рисуйте, обводите, лепите, вырезайте.