Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Падрыхтоўка дзіцяці да школы

Вот и позади то  бессонное время, когда приучали ребенка к навыкам жизни:  умению ходить, ездить на велосипеде, пользоваться столовыми приборами, быть опрятным, внимательным, послушным, уметь выражать свои мысли. Счастливые минуты детства заканчиваются, впереди - школьные годы. Уже надо подготовиться к другому периоду жизни, настроиться на подготовку к школе

Одним из важных школьных навыков является навык общения ребенка.  Внимательно послушайте своего малыша: на сколько последовательно и точно он может передать услышанное и увиденное. Насколько разнообразна речь оборотами, прилагательными. Прислушайтесь, как ребенок согласует слова в роде, числе, падеже, как использует ударение, правильно ли произносит сложные длинные слова. Не переставляет ли слоги, не пропускает ли их. И, конечно, важно понять, а все ли звуки ребенок правильно проговаривает?

Как проверить?

Попросите ребенка повторить за вами слова, где проверяемый звук стоит первым в слове, например:вагоны, тапочки, самолёт, шоколад, рыбёшка и т.д. Отметьте для себя те недочеты, которые заметили. Может ребенок путает звук или пропускает его, или у него вообще не получается произнести.

Вообще речь ребенка формируется грамматически и фонетически к пяти годам. Если какие-то неточности услышали, их  надо поправить, и речь привести к возрастной норме. Родителям бывает трудно прослушать речь ребенка, многие боятся ошибиться, что-то прослушать. В этом случае есть помощники – логопеды, которые проведут полную диагностику, в ходе которой могут обнаружиться нарушения речи различной сложности.

1. Нарушение звукопроизношения одного или нескольких звуков (дислалия). Его можно исправить в домашних условиях после грамотной консультации.

2. Вялый или, наоборот, очень напряженный язычок, плохой нецеленаправленный речевой выдох, сильную расторможенность, плохое внимание и неустойчивую память – то есть, признаки дизартрии.  Такие нарушения исправляются под контролем логопеда, с курсом логомассажа, постановкой дыхания и звуков.

3. Недоразвитие всех компонентов речи: лексики, слоговой структуры, звуков, слуха на звуки (диагноз  - общее недоразвитие речи). В этом случае надо постараться в течении полутора лет наверстать все пропущенные моменты под контролем логопеда.

Советы

Только усердием, и терпением можно достичь хороших результатов и сформировать новые правильные навыки речи ребенка! Вот некоторые советы, которые помогут настроить речь ребенка на нужный лад.

Учите ребенка рассказывать. Обсуждайте все события из жизни: прогулку по городу, посещение театра, поездку к морю, бабушке, и т.д. Просите составить фотоальбом с описанием каждого события – их можно показать друзьям, рассказывая о событиях. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования! Можно нарисовать эти события, параллельно тренируя моторику руки и эстетические навыки. Слушайте внимательно рассказ ребенка! Важно, чтобы в нем прослеживалась последовательность, развернутостьматериала, правильное согласование слов в роде, числе, падеже. Можно также подобрать картинки или серии, и вместе с ребенком сочинять по ним рассказы. Все это будет способствовать навыкам самостоятельной развернутой речи.

Если ребенку эту работу трудно выполнить,  возможно, в этом и есть проблема, с которой до школы вам нужно будет поработать.

Заучивайте с ребенком стихи. Все дети их очень любят и всегда стараются  запомнить. В стихах можно закрепить произношение каких- либо звуков, или развивать чувство ритма у детей.  Большое внимание уделите загадкам. Отгадывание их активизирует словарь ребенка, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того они тренируют внимание, память и логическое мышление. 

Попросите, чтобы ребенок сам придумал загадку и загадал ее вам, а потом и своим друзьям.

Кто, Что и другие. В беседе с ребенком расскажите, что все предметы и явления мира можно назвать словами, которые отвечают на вопросы Кто? и Что?.  Все, кто живой, может передвигаться, разговаривать - Кто, всё что неживое -  Что. Поиграйте в такую игру. Объясните, что эти предметы могут быть в единственном числе и во множественном (Самолёт - самолёты, облако - облака…) Эти  слова могут меняться и в другой форме, например  уменьшительно-ласкательной  (самолёт - самолётик, Таня - Танечка, стул- стульчик). Необходимо также обращать внимание детей на родственные слова и их значение (Сад - садик, садовник, садовый, сады)

Рассмотрите еще одну категорию слов - «слова - действия». Это то, что умеют делать люди, животные, явления природы. Например: перечислите, что умеет делать змея, кузнечик, воробей, бабушка и т.д. (Кузнечик прыгает, стрекочет; ручей бежит, журчит, звенит)

Можно поиграть в такую игру:

Кто умеет бегать? - Мальчик, кошка, собака, лиса.

А кто умеет чирикать? - Воробей.

Кто как передвигается? – Бабочка - порхает, змея - ползает, рыба – плавает.

Объясните слова: наливает-выливает, запирает- отпирает, сгибает-разгибает и т.д.

Рассмотрите также категорию - «слова-признаки». Подберите признаки к предмету:

Апельсин  (какой?) - круглый, оранжевый, крупный, спелый, сочный, сладкий.

Яблоко- (какое?)-  кислое, неспелое, червивое, невкусное

Шапка (какая?) – теплая, зимняя, шерстяная

Дети  (какие?)- умные, смелые, любознательные.

Слушайте, что бы ребенок правильно согласовывал слова.

Как сочинять рассказы      

Подбирая признаки к предметам, ребенок учится отличать одно от другого, тем самым формируются предпосылки для рассказов описательного характера.

Например: У зайца длинные уши, вытянутая мордочка, задние лапы длинные, а передние - короче. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая, зимой - белая, а летом - серенькая.

Учите детей образовывать наречия от прилагательных: чистый - чисто, высокий – высоко. Заяц скачет по полю (как?)- быстро. Кошка мяукает (как?)- жалобно.

Стройте с ребенком предложение, с помощью вопросов расширяйте и уточняйте его: Змея шипит - Какая змея? – Страшная - Страшная змея шипит - Где шипит? - В траве. Страшная змея шипит в траве – В какой траве?- Высокой. Страшная змея шипит в высокой траве. Слушайте, чтобы в речи ребенка правильно использовались предлоги: на, в, под, над, к, по, около, у, с (со), из, из-под, из-за.

Слушаем звуки и слоги         

Попробуйте слова разбить на слоги (сколько гласных звуков столько и слогов). Отхлопайте или оттопайте ногой количество слогов.  Посчитать количество букв (в коротких словах). Определите первую букву в слове, послушайте последнюю.

Все звуки родного языка, соотнесите с какой-то «картинкой- символом». Ребенок сначала должен слышать «звук», отличать его, и только потом вводится понятие «буква».  Например: В-В-В - ветер шумит, У-У-У - поезд гудит, Т-Т-Т - колеса стучат, Ч-Ч-Ч - теплоход и т. д.  Нарисуйте эту картинку-символ. Сверху напишите букву. Попробуйте поискать в словах эти звуки. Покажите изображения, в названии которых есть заданный звук. Объясните, что звук может быть в начале, середине, и конце слова. Проговорите варианты.

Учите, отличать ребенка звук от похожего (С-Ш, С-З, Ц-Ч). Подберите слова, объясните значения. Этот момент будет являться тренировкой фонематического слуха ребенка и звуко- буквенного анализа и синтеза.

Тренируем дыхание

Наша речь формируется на выдохе, который должен быть сильным и длительным. Для его тренировки можно использовать все виды музыкальных духовых инструментов,  дыхательные игрушки, мыльные пузыри. Важно научить ребенка дуть на кончик языка, высунутый и лежащий на нижней губе. В этом положении дуть через трубочку и плевать.

Гимнастика для языка и губ

Чередование И -У (зубы закрыты, потом зубы разжаты)

«Лопатка». Рот открыт, язык на нижней губе лежит, пошлёпать по нему со звуком  «пя-пя-пя», покусать язык в улыбке.

«Качели». Рот открыт в улыбке, движения языка – «вверх- вниз».

 «Катушка». Рот открыт в улыбке, язык держится за зубами внизу. Выгибая спинку языка, надо выкатывать язык вперёд.

«Часики». Рот открыт в улыбке; движение языка «влево-вправо» в уголки рта.

«Шишки». Рот открыт в улыбке; движения языка «влево-право», упирая его в щёки.

«Вкусное варенье». Губы намазать вареньем, рот открыт в улыбке, слизывать широким языком слева направо и по кругу.  Далее намазать вареньем только верхнюю губу и слизывать широким языком спереди назад, складывая его чашечкой.

 «Горка». Рот открыть; язык отодвигать горкой вглубь рта.

Язык поднять наверх, под язык положить карандаш. Кончик языка, упираясь за верхними зубами, стучит «ЧЧЧЧЧЧЧ»

          Важную роль в формировании речи играет развитие внимания, памяти, мышления ребенка. Подберите соответствующие упражнения с учетом возраста. Не забывайте про моторику рук: рисуйте, обводите, лепите, вырезайте.