Первая младшая группа
Главным принципом обучения рисованию детей раннего возраста является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет или явление, которые он собирается изобразить. У воспитанников должны быть ясные, четкие представления о предметах и явлениях.
Средств наглядности, используемых на занятиях рисования, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Прежде всего сама деятельность педагога является наглядной основой, так как воспитанник следит за рисунком взрослого и начинает подражать ему. В первой младшей группе подражание выполняет активную обучающую роль. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыков в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение воспитанников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
На обучение положительное внимание оказывают различные игровые моменты. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения для детей более близким, интересным.
Изображаемый предмет следует использовать вначале занятия для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроения. В некоторых случаях, когда нельзя показать воспитанникам предмет, для возобновления их представлений можно использовать иллюстрации или хорошо выполненный педагогом рисунок. Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного. В процессе занятия образец следует убирать.
Содержание детских работ в первой младшей группе – это рисование простых предметов (цветок, рыбка, салют, следы на дорожке, солнышко и др.) и декоративных элементов (линии, точки, штрихи, округлые и прямоугольные формы) с помощью гуашевой краски, цветных карандашей и фломастеров в ходе предметного, декоративного и элементарного сюжетного рисования. Помимо традиционных техник рисования, присутствуют работы с использованием художественных техник изображения (рисование пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, тычками).
Воспитанникам первой младшей группы свойственно сотворчество с педагогом, а также коллективные работы. К концу третьего года жизни многие воспитанники уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одноразового объяснения задания.
Вторая младшая группа
Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения рисованию во второй младшей группе. Поэтому все образы, с которыми ассоциируются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, но и в активной деятельности. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании.
Во второй младшей группе педагог у воспитанников развивает умения и способы рисования предметов, элементов сюжетов, декоративных элементов с помощью рисования кисточкой, пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, печатками из природного и дополнительного материала, тычками и др., используя способы рисования разных линий (вертикальная, горизонтальная, волнистая, непрерывная и прерывистая) и цвета (основные цвета,цвета спектра, теплые и холодные цвета).
При рисовании красками основу обязательно тонирует педагог в пастельные тона. Если воспитанникам предстоит работать с готовым контуром, то он также должен быть затонирован. Иногда задача воспитанников на занятии – раскрасить не контур, а дополнить раскрашенный рисунок деталями. Например, педагог рисует на основе зеленые елочки с белочкой, а задачи воспитанников – нарисовать шишки на дереве; или нарисованный и раскрашенный ежик, на спинке которого воспитанники изображают красные и желтые яблочки; или раскрашивание и дополнение деталями шаблона в виде какого-то животного.
Ключевая цель педагога в ходе занятий по изобразительной деятельности: научить воспитанников обращаться с основными инструментами – кистью и карандашом: правильно держать, набирать краску на кисть, регулировать силу нажима, тщательно промыть кисть и осушить с помощью салфетки.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога, который должен быть изобразительно грамотным: не упрощенным до схемы, а соответствовать реальному предмету, в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолировано от других предметов.
Во второй младшей группе используют в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограничены. Главным образом художественный образ используют с целью привлечения интересов и внимания ребят к теме занятия и возникновения у них эмоционального настроя. Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и их несложный анализ способствуют воспитанию активности у воспитанников. Для этого педагог выбирает рисунок, обращая внимание на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу, например внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь воспитанников, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания воспитанники вместе с педагогическим работником должны учитывать и качество, и аккуратность выполнения задания.
Средняя группа
В средней группе рисование предполагает использование различных материалов и техник (рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками, тычком, свечой, печатками из природного и дополнительного материалов, восковыми мелками). Для воспитанников появляется возможность узнать технику рисования акварелью.
В процессе рисования воспитанники применяют способы (конструктивный, частично-целостный, дужковый) для рисования объектов (знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные)), явлений природы (дождь, снегопад), ярких событий общественной жизни (праздники), элементов сюжетов, декорирования изображения. При этом воспитанники самостоятельно используют разные виды линий (вертикальная, горизонтальная, волнистая, непрерывная и прерывистая), цвета (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, образные названия цветов: вишневый, салатовый, малиновый и т.д., контрастные и близкие по тону).
В качестве образца используют игрушки (эстетически оформленные с четким выделением формы каждой части), муляжи, естественные вещи, произведения декоративно-прикладного искусства, иллюстрации.
Показ приемов рисования продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где используют новый программный материал, а при последующих занятиях – с подобным же программным материалом, но на другие темы показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки. С целью развития инициативы при объяснении задания педагог предлагает воспитанникам самим выбрать, какой краской рисовать, сколько мазков сделать в углах квадрата и т.п. Образец в предметном и сюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка.
Учитывая особенности четырехлетних воспитанников, в различные приемы обучения следует включать игровые моменты, так как игра всегда вносит оживление и радость в занятия воспитанников, что повышает их активность. Проблемные вопросы, создание непростых ситуаций делают рисование не только более увлекательным для воспитанников, но и способствуют развитию их представлений, фантазии, умственных действий. Использование художественного слова в средней группе более значительно, чем в предыдущих группах, так как оно пробуждает интерес, оживляет в памяти воспитанников образы, ранее воспринятые в жизни.
Впервые в средней группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование во второй младшей группе более простых форм – снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношение и формы частей могут быть несколько нарушены.
В декоративном рисовании показ особенно необходим, так как воспитанники впервые знакомятся с композицией узора, новыми декоративными элементами (линеарные – линии, точки, дуги, мазки, уголки; геометрические – кружки, ромбы; растительные – цветы, листья, ягоды). Кроме полоски, воспитанники располагают узор на других формах – кавдрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга – край и центр.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента и чередование – более сложный композиционный прием чередования двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор.
При сюжетном рисовании воспитанники изображают 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу, используя приобретенные композиционные умения (располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба). В этих рисунках сюжетное развитие действия воспитанники не показывают, т.е. воспитанники рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка – расположением предметов на всем листе. Педагог может раздать листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый – для поляны, голубой – для воды, желтый – для песка и т.д.), и воспитанники свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают). В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной.
Воспитанники четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет педагог. На основании этого анализ может быть организован посредством выставки всех рисунков после занятия и затем проведенного анализа отдельных работ, которые выбирают воспитанники. Плохие работы, так же как и во второй младшей группе, показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но с авторами слабых работ педагог может заниматься индивидуально в свободное от занятий время. Воспитанники средней группы могут отметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще всего они бывают довольны результатом своего труда. Поэтому заключительную оценку детским работам озвучивает сам педагог.
Старшая группа
В старшей группе рисование предполагает использование различных материалов и техник рисования: техники работы акварелью и гуашью, сангиной, угольным карандашом, восковыми мелками; штриховки, смешивание красок, освоение техник монотипии, кляксографии, ниткографии и др., а также смешанные техники.
При рисовании воспитанники применяют разные способы (дужковый, силуэтный, с помощью завитка, цветового пятна) для изображения человека (пропорции тела взрослого и ребенка, мужчины и женщины; позу, движение, настроение, индивидуальность образа), животных, зданий, транспорта, явлений природы, ярких событий общественной жизни, элементов сюжетов, декорирования изображения.
При этом воспитанники самостоятельно используют и анализируют цвет (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, образные названия цветов: вишневый, салатовый, малиновый и т.д., контрастные и близкие по тону оттенки цвета), композицию (построение композиции на разных по величине и форме поверхностях, элементы перспективы), линии (вертикальная, горизонтальная, различной ширины и нажима, волнистые, замыкание в формы) и их сочетания, другие средства выразительности (форма, величина, пропорции предметов, динамика).
Новым для воспитанников в работе на палитре становится прием разбеливания (добавление белой краски в основную) и смешивания (смешивание двух основных цветов для получения нового), на основании чего воспитанники знакомятся с цветами спектра в их последовательности (как в радуге).
На занятии педагог активно использует художественное слово, рассматривание, показ способов изображения (полный – если незнакомый материал), напоминания, советы, во время самостоятельной работы – использование музыкального сопровождения, а в конце занятия – анализ детских работ с привлечением воспитанников. Оценка должна быть адекватной, воспитанников необходимо научить рассказывать по вопросам о своей работе, о понравившейся работе, о работе с ошибками, сравнивать две работы с натурой.
В предметном рисовании ребят обучают использовать способы рисования предметов, отображая их характерные признаки (если предмет состоит из нескольких частей, то основные части его определяют путем сопоставления с известными геометрическими фигурами и установления сходства и различия между ними). При этом уточняют представления о строении предметов, состоящих из нескольких частей, о положении частей (вверху, внизу, с боков, в середине) и более точно, чем ранее, определяют относительную величину частей предмета.
В этом возрасте необходимо уточнить и обращать внимание воспитанников, что предметы могут быть различными не только по величине, но и по пропорциям, отличаясь друг от друга по высоте и ширине (деревья высокие и низкие, толстые и тонкие; здания высокие и низкие; окна узкие и широкие), что у предметов может быть различное пространственное положение (предметы могут стоять, лежать).
При обследовании предмета следует уделять внимание некоторым существенным деталям, форме и строению, типичным для этих предметов, во многих случаях рассматривать не сам предмет, а его изображение.
В старшей группе значительное место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый воспитанникам предмет несложной формы с ясно выделяющимися частями. При рассматривании предмета педагог привлекает внимание воспитанников к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, в каком они даны в изображении. При рассматривании предмета использует обрисовывающий жест и словесное объяснение. В этом возрасте воспитанники еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.
На основании того, что в старшей группе происходит формирование представлений о жанрах живописи, то в детских работах это отражается в рисовании пейзажей, портретов и несложных натюрмортов.
В старшей группе рисование человека начинают со знакомого способа: по частям на основе геометрических фигур и одновременно ребят знакомят со способами передачи настроения (спокойное, радостное, грустное, злое, удивленное). Главным в рисовании человека для воспитанников старшей группы должны быть точность в передаче пропорций, а также прорисовывание всех частей тела: головы, шеи, туловища, рук, ног.
Рисуя фигуру человека в движении, педагог может использовать схемы в виде наброска простым карандашом (легкий нажим на карандаш).
В декоративном рисовании в начале года у детей закрепляют имеющиеся навыки декоративного рисования: построение ритмичного и симметричного узора на основе знакомого геометрического и растительного орнамента, постепенно переходя к рисованию более сложных новых элементов белорусского геометрического орнамента (восьмиугольная розетка, или «звездочка») и растительного орнамента (желудь, колосок). Для построения декоративных композиций на полосе бумаги, квадрате, овале, прямоугольнике, круге воспитанникам предлагают украсить силуэты одежды, посуды, домашней утвари, а также в этом возрасте появляется возможность декорирования объемных изделий. Во всех видах изображения широко используют рисование по замыслу и представлению.
В сюжетном рисовании в начале года закрепляют известные способы построения сюжета: фризовое расположение и расположение изображений по всей площади листа, постепенно переходя к рисованию на 2-х планах с использованием линии горизонта, законов линейной (чем объект дальше, тем он меньше по размеру) и воздушной (чем объект ближе, тем он более четко очерчен) перспектив. Воспитанников необходимо научить отображать в сюжетном рисунке пропорциональное соотношение двух-трех предметов, располагая их по схеме: внизу – те, что находятся на земле, вверху – те, что в воздухе, в небе; создавать сюжет из пяти-шести предметов.