Цель: способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Формировать у детей умение выдвигать собственные гипотезы в ходе экспериментов с объектами природного мира, умение применять логические операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация) для решения познавательных задач.
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (замерзание, давление, свойства воды и температуры).
Опытная карточка № 1
Название опыта: «Бумажная крышка и атмосферное давление»
Материалы: стакан (пластиковый или стеклянный объемом 0,2 л) – 1 шт.; краски акриловые (или гуашь); лист бумаги (А4) – 1 – 2 шт.; пластиковый поднос – 1 шт.
Цель опыта: формировать умение устанавливать причинно-следственную связь, наблюдая за тем, как бумажная крышка держит воду в стакане; самостоятельно придумывать объяснение этому. Проявлять самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности. Формировать наблюдательность, интерес к опыту. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Алгоритм выполнения опыта:
- Наполняем стакан водой.
- Для красоты добавляем немного краски в воду.
- Сверху на стакан кладем лист бумаги.
- Придерживая лист рукой, переворачиваем стакан и убираем руку.
Научное объяснение опыта.
Атмосферное давление – это давление воздуха на земную поверхность и на все находящиеся в атмосфере предметы, созданное гравитационным притяжением Земли. Оно распространяется во все стороны с равной силой.
Если наклонить наполненный водой стакан, вода начнет выливаться из него, потому что на нее действует сила тяжести, и ничто не мешает жидкости устремиться вниз.
Для того, чтобы вода не вылилась из сосуда нужно закрыть плотной крышкой, заморозить, не переворачивать стакан. Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.
Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.
Но это не вечно. Через некоторое время испарение воды увеличит давление воздуха, и оно сравняется с атмосферным. Так же на скорость отрыва влияет прочность, пластичность и смачиваемость бумаги, температура воды, кривизна поверхности сосуда.
Опытная карточка № 2
Название опыта: «Сколько градусов под снегом?»
Материалы: градусник – 1 шт.
Цель опыта: формировать умение произвольно организовывать собственную познавательную деятельность, основанную на внутренних познавательных мотивах. Проявлять любознательность к природному миру выдвигать собственные гипотезы, самостоятельно придумывать объяснения явлений природы. Развивать внимание, мышление, воображение.
Алгоритм выполнения опыта
- Выйти на улицу зимой в снежный день (перед этим хорошо покушать и тепло одеться).
- Воткнуть градусник в снег и измерить его температуру. Запомнить.
- Привязать ниточку к градуснику.
- Опустить термометр как можно ниже к земле и измерить температуру.
- Аккуратно достать градусник за веревочку, посмотреть температуру.
- Сравнить два значения температуры.
Научное объяснение опыта.
Читали сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? Там главный герой показывает девочке Маше чудо: прямо под сугробом пробивается зелёная травка, и растут цветы. Но как там может быть тепло, когда на улице мороз? А проверить это не так сложно.
Возьмите градусник и выйдите на улицу. Снаружи измерить снег не составит труда. Достаточно просто воткнуть в него градусник и немного подождать. Температура будет практически такой же, как и на улице.
Но как же узнать, сколько градусов под большим сугробом? Нужно постараться опустить термометр как можно ниже к земле. А чтобы он не потерялся, и вам не пришлось раскапывать весь сугроб, привяжите к нему ниточку, желательно яркую и плотную, и оставьте её вверху. Спустя 20-30 минут потяните градусник за верёвку и посмотрите показания.
Разница между температурой поверхности сугроба и его нижним слоем значительная! Так, если на улице до -30 градусов и при этом снег около 30 см, то у почвы температура может подняться до -10. И чем толще сугроб, тем теплее будет внизу. Конечно, плюсовой температуры там не будет, тем не менее некоторые растения могут даже расти под снегом, именно они первыми появляются весной. И если сугроб не утоптанный, насыщен воздухом, то даже в самый сильный холод температура не опустится ниже -8 градусов.
Опытная карточка № 3
Название опыта: «Мыльные пузыри на морозе»
Материалы: мыльные пузыри.
Цель опыта: формировать устойчивый интерес к выдуванию мыльных пузырей, разнообразные чувства и эмоции (удивление, любопытство, восторг при неожиданных открытиях). Выдвигать собственные гипотезы, чтобы предугадать развитие событий. Самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Проявлять любознательность, устойчивый интерес к природному миру. Развивать память, внимание, мышление, воображение.
Алгоритм выполнения опыта
- Выйти на улицу зимой в морозный день (перед этим хорошо покушать и тепло одеться).
- Вынести баночку с мыльным раствором на сильный мороз.
- Выдуть пузыри.
Научное объяснение опыта
Когда температура за окном упадет ниже -15 градусов, выйдите на улицу и попробуйте выдуть мыльный пузырь. Как только пузырь коснется холодной поверхности (например, снега), по нему побегут причудливые узоры, напоминающие узоры мороза на оконном стекле, а сам пузырь в течение нескольких секунд полностью замерзнет. Если воздух внутри образовавшейся ледяной сферы будет горячее окружающей среды, он постарается вырваться наружу и разрушить сферу, поэтому пузырь рекомендуется выдувать не ртом, а быстрым движением кольца. Если же температура опустится еще на десять градусов, ждать, пока пузырь коснется поверхности, не придется - он будет замерзать и разрушаться еще в воздухе.
Впервые этот эффект, который иногда называют «эффектом снежного шара» (snow-globe effect), исследовал в 1949 году Винсент Шефер (Vincent Schaefer), запускавший мыльные пузыри на вершине горы Вашингтон. Впрочем, тогда физик ограничился описанием формы кристаллов, намерзающих на пузыре, и не пытался объяснить происходящие процессы теоретически. Более того, ученые до сих пор плохо понимают, какие эффекты управляют этим процессом. Это связано с необычной формой пузыря: в отличие от других замерзающих объектов, пузырь может проводить тепло только вдоль своей поверхности. Поэтому знания, наработанные в экспериментах с замерзающими каплями или пленками, не могут объяснитьзамерзание пузыря.
Приложение 1
Список информационных источников
- Павлов, С.Б. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста: методич. пособие / С.Б.Павлов; ООО ИД «Белый ветер» – Мозырь, 2007.
- Ознакомление с окружающим через познавательно-практическую деятельность в группе «Фантазёры» методич. пособие / ООО ИД «Белый ветер» – Мозырь, 2004.
- Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методич. пособие / Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128с.
- Стреха, Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников: методич. пособие / Е.А.Стреха – Минск, «Зорны верасень», 2007.
- Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: методич. пособие / А.И.Иванова – творческий центр, 2005.
Ссылка и QR-коды: https://disk.yandex.by/d/eLcDjBE47qjjsA?w=1
раскрыть » / « свернуть